Суфийская школа «Духовные и Мистические Практики»

ПРЕДСТАВЛЯЕТ 

Суфийская Школа «Восходящий Поток»

Автор: Руслан Жуковец

Как работать с желаниями? Поскольку тема эта насущная для некоторых из нас, а я бы сказал, для большинства, дорогие друзья. И то, что я писал когда-то, например, в 2009 или 2010 году, уже можно дать некоторое расширение, позволить себе поговорить уже по-другому, с тех позиций, которые у нас есть сейчас.

С желаниями приходится работать. Если брать наш Путь, никто из людей не может взять и избавиться от желаний в одну секунду и вообще избавиться от них как бы раз и навсегда.

Дело в том, что, если уж брать всерьёз, то, избавляясь от желаний вы уходите, по-буддийски, в Нирвану или умираете. Либо вы должны принять Волю Бога, вы должны принять импульсы, которые будут вас вести дальше по жизни, которые будут давать вам жизненную энергию. Без желаний мы не можем жить, это надо просто усвоить себе и спокойно это принять.

Другое дело, какие у вас желания. Есть желания, связанные с нашей животной природой, которые идут из потребностей, из нужд: например, сексуальные, потребности и с ними связанные желания, которые конкретно оформляются определённым образом; желания предпочтений в пище, это тоже связанное с нафсом, связанное с нашей низшей природой. Но это потребность, на основании которой растёт желание, это отдельная тема, мы её пока сейчас оставим, будем рассматривать более целостно.

Если вы хотите достигнуть высокого уровня развития, высокого уровня продвижения по Пути, если вы хотите прийти к Богу, – с желаниями, которые привязывают вас к миру, работать придётся.

Идеальная схема такова, что в силу вашей внутренней необходимости, в силу того, что вы много и обильно страдаете и вы хотите избавиться от этих страданий, в силу того, что вы ощущаете, что этот мир не насыщает вас, что в этом мире вы не находите насыщения того, что ищете, вы не можете получить удовлетворение. У вас вырабатывается желание найти нечто высшее, оно может сформироваться сначала каким-то одним образом: вы можете искать состояние просветления или чего-то, либо сразу же можете искать наивысшее, Бога, не важно. Это желание сначала может быть так плохо сформулировано, потом оно формулируется по ходу пьессы.

Если это желание сильное, то оно перевешивает все остальные желания, и вам легко работать. Если у вас соответственно рядом с этим желанием есть желание такой же силы, то вас будет всё время качать: то вы будете активно выполнять практики, медитации, что-то ещё, вы будете стремиться к достижению духовного совершенства, то вас будет отбрасывать назад, и вы будете искать в миру, вы будете искать впечетления, вы будете искать самоутверждения бесконечного и какой-то компенсации для своего эго, славы, признания окружающих; вы будете искать в мире.

И правильный подход, уж если так говорить, для того чтобы вы могли продвигаться эффективно, вам нужно все желания подчинать одному. То есть то желание достижения духовного совершенства, условно скажем, ему должны быть подчинены все остальные желания. То есть это желание должно быть главным, и вы про него помните всегда, с каким бы желанием вы ни сталкивались, что бы вы ни делали, в идеале всё время вы должны помнить о своей главной цели.

Поэтому работать с желаниями всё равно придётся. Здесь никуда не деться. И даже когда вы соберёте все желания под одно, они же сами по себе никуда не денутся, они всё равно будут оттягивать вашу энергию. И смысл работы в том, чтобы когда вы поднимаетесь высоко, чем выше вы поднимаетесь в своей осознанности, в своих усилиях, чем дальше вы двигаетесь по Пути, тем вопрос сколько у вас остаётся нереализованных желаний, сколько у вас желаний тянет на себя энергию, всегда будет актуальным. Если вы с ними не работаете вообще, если они подавлены просто, вам не пройти внутрь, потому что любое нереализованное или подавленное желание влечёт за собой отрицательные эмоции.

Раздражение – это одна история, постоянный гнев текущий; а глубочайшая печаль – это другая история. И все, кто подавляет эмоции, находятся в печали. У них печаль, она как бы хроническая. И вы не можете раскрыть внутреннее пространство, чтобы его очистить, вам всё равно придётся работать с этими самыми подавленными желаниями. А если вы их не будете трогать, если вы в них останетесь, то внутреннее пространство у вас очистится ровно на ту небольшую часть, которую вы сможете позволить себе, с которой вы себе позволите поработать. Если вы боитесь смотреть на свои желания, если вы боитесь к ним прикасаться, их трогать, их поднимать вообще и боитесь их силы – всё, вы проиграли сразу, вы проиграли, не начав игру, я вам могу сказать. Здесь надо относиться спокойно.

Запреты, обусловленность, которая у вас в голове, которую вам привили когда-то, из-за которой вы подавляете какие-то сексуальные желания, самого разного рода желания. Если вы не готовы посмотреть и снять эти запреты, позволить этим желаниям проявиться, то вы не сможете пройти никуда. Вы в лучшем случае создадите себе некий макет, вы себе вообразите, что вы что-то отработали, вы на этом успокоитесь, так делает большинство последователей, так делают многие искатели, которые не могут дальше пройти, и останавливаются. Это очень типичная, фактически самая главная проблема, что люди не готовы работать со своими желаниями.

Пока дело идёт об отрицательных эмоциях, у всех всё хорошо, все готовы поработать с избытком гнева, выкинуть этот гнев, поработать со страхом, он мешает, хочется поработать с печалью. Почему не удаётся работать многим с печалью, с депрессиями разными? У нас сейчас пошли три случая, буквально на этой неделе я получил три письма от людей, которые работают на расстоянии, что у них, во время практики на выражение пошли обострения: один ушёл в депрессию, второй в тяжёлый страх, в обострение страха очень серьёзное, и женщина, в общем тоже у неё некие проблемы.

С печалью работать всегда сложнее. Страх, вроде как-то с ним можно что-то. С гневом ещё проще, когда идут выбросы гнева: выражай, выражай, он кончается. А печаль невозможно поднять, потому что она завязана на ваши подавленные желания и на нереализованные желания, которые, вы вроде бы и не подавляли, но просто вы не можете, вы и хотели бы их реализовать, но ситуация такая, что вы их себе не запрещаете, вы готовы их реализовать, но это зависит не от вас, это зависит от внешних обстоятельств, от людей других и так далее.

И с печалью работать труднее всего. Печаль от подавленных желаний. Она закрывает вам Сердце, вы не забывайте. Это то, из-за чего Сердце не открывается. Если с этим не работать, то вы никогда не сдвинетесь, вы не придёте к открытию Сердца. Вы будете всё ходить вокруг да около, вы будете наращивать свою осознанность – до определённого уровня, потому что дальнейший рост осознанности потребует того, чтобы вы вошли глубже внутрь, потребует того, чтобы вы подняли эти самые энергии подавленных желаний и посмотрели на них, здесь история такая.

Если вы осознаёте необходимость работы с желаниями, в том, что касается главного желания, здесь же один момент. Вы получаете всё время импульсы жизненной энергии, которые потом оформляются в желания. Чем больше у вас желаний, тем больше они забирают. Каждое желание в какой-то момент становится доминантным, оно забирает эту энергию, оно становится главным, и вы вынуждены что-то делать, чтобы  как-то его реализовать, оно толкает вас к действию.

Если вы работаете над тем, чтобы одно желание стало главным, ваша основная задача – разобраться с максимальным количеством желаний, которые второстепенные и параллельно уйти от того, чтобы плодить новые желания. То есть не возжелать всё время новую, условно говоря, заменить одну машину на другую, то есть перестать вестись на привычку ума порождать, плодить новые желания, но об этом мы поговорим чуть позже.

И когда вы решили, что будете работать с желаниями, вам нужно разобраться с начала. Когда вы смотрите, вы все свои желания знаете – я об этом писал – даже то, что вы запрещаете себе знать, вы всё равно, если посмотрите, если вы разрешите, узнаете, чего вы хотите на самом деле, пусть вы будете испытывать при этом дискомфорт, если это запретное желание, если ваша обусловленность не даёт его вам принять.

Так вот желания делятся на несколько групп.

Есть желания, которые в общем легко реализовать, затратив какие-то небольшие усилия. Они могут быть самые разные, довольно простые желания, может быть, даже детские, то что подавлялось с детства, то что вы запрещали, то что вам вбили в голову, что вы не можете себе этого позволить и так далее.

Может быть, где-то надо потратить деньги, чтобы это желание осуществить, что-то купить, куда-то, может быть, съездить. Но понимаете, есть желания, которые, в принципе, вы не реализуете просто потому, что вы против желаний настроены в уме, против какой-то категории желаний, а, в принципе, они все реализуемы. Что с ними делать? Проще всего их реализовать. Проще всего позволить себе воплотить часть этих желаний или все их, это обычно не очень большая группа желаний: просто позволить себе купить что-то, что вам хочется, сходить куда хочется, сделать то, что хочется, это самый простой способ решать такого рода проблему с желаниями. Для того, чтобы это было эффективно. Но это относится ко всем желаниям.

В идеале, когда у вас есть импульс желаний, например, есть простое желание скушать некий деликатес. Вы идёте туда, где вы можете его купить и съесть, где его подают. И один из ключей в работе с желаниями в том, что вы должны в момент выполнения этого желания максимально присутствовать.

С одной стороны, вы должны максимально присутствовать, максимально осознавать себя. С другой стороны, вы должны быть тотально погружены. То есть, если вы кушаете, если вы наслаждаетесь пищей, то вы должны именно войти в это наслаждение по полной программе, не спешить, ни в коем случае не суетиться, сесть и осознанно, наслаждаясь каждым глотком, каждой ложкой этого явства, вы должны это прочувствовать максимально. И в то же время, тут понятно, что вопрос упирается в степень вашей осознанности, но если вы будете так делать, то она и будет расти параллельно. И параллельно вы смотрите на реакции ума.

То есть сначала вы входите насколько можете в наслаждение и отслеживаете всё, что у вас происходит внутри, сделались вы удовлетворены или нет. Так тоже может быть, что с первого раза вы, может быть, и не наедитесь, это бывает, здесь совершенно мы не говорим о том, что один раз вы что-то сделали, и всё, желание закрыто. Всё, к сожалению, сложнее.

Может быть, придётся ещё его есть и есть какое-то время. И потом, в какой-то момент оно отпадёт, вы удовлетворите эту внутреннюю потребность. Это желание, сформировавшись, насытится. Но тем не менее, для того, чтобы это было быстрее, вы должны полностью присутствовать, вы должны полностью осознавать и дальше отслеживать свои реакции. Здесь не столько физиология, сколько ум вас интересует: что в уме, какой там процесс происходит, как в нём, откуда, где корень этого желания, потому что желание деликатесов – это желание вкусовых впечатлений.

Это желание вкусовых впечатлений может идти из разных источников. Это может быть и сублимация сексуальной неудовлетворённости, когда человек любого пола не может получить нормальное удовлетворение в сексе. Нет этих впечатлений – очень часто подменяется это через вкусовые впечатления, через ощущения, через тонкие, почти оргазмические ощущения наслаждения во время еды. И вы всё насколько можете это просмотреь, эту реакцию в уме: как ум реагирует, как это происходит и так далее.

И так вы работаете с любым желанием, которое можно удовлетворить, даже если оно возникло сиюминутное. Если вы хотите продвинуться в этом деле быстро, то вот так надо, вы должны пытаться войти целиком, насладиться и просмотреть все-все-все реакции, и понятно, я говорю, что за один раз многие вещи не удаляются.

Совсем простые, старые детские желания можно удовлетворить за один раз, это факт. Которые вы не позволяли себе, потому что считали это глупым. Это у нас ум, самоосуждание, какие-то совсем невинные желания подавляются таинственным образом из-за того, что когда-то мама запретила и сказала, что это «глупость полная», «это не нужно тебе» и так далее, и это сидит у многих до смерти внутри и так далее.

А большинство желаний требует несколько подходов. И вы смотрите, вы лучше узнаёте себя, вы лучше узнаёте свой ум в этот момент. И в то же время вы реализуете, вы работаете. Красота этого подхода знаете в чём? Что в этот момент, какое бы желание вы страшное ни удовлетворяли, это всё есть Работа, в общем, это становится частью вашего Пути.

Вы уже не противостоите желаниям, то есть не противопоставляете своё желание достигнуть Бога и земные, мирские желания. Выполняя мирское желание вот с таким подходом, вы делаете его частью Работы своей, это меняет совершенно весь ракурс. Вы уходите от осуждения, которое может нестись, вы как раз прорабатываете. И это становится практикой, которая вас меняет в результате тоже.

Это то, что касается желаний осуществимых.

Есть желания неосуществимые вообще. С ними сложнее, это желания идеалистические, которые есть у каждого. Это желание, например, справедливости, это желание правильного устройства общества, это желание, чтобы люди были хорошие и правильные, это желание, чтобы в мире не было насилия и войн и так далее. Таких желаний вагон и маленькая тележка. Вообще таких идей и связанных с ними желаний у каждого из вас, поверьте мне, такие желания присутствуют внутри. Они нереализуемы в принципе. Есть ещё желания, которые, например связаны с тем, что вы чего-то хотели бы от человека, а он этого не хочет ни в какую, и вы осуществить этого не можете. Это тоже неосуществимое желание. Но сначала поговорим про идеалистические.

Ну так вот, с идеалистическими желаниями всё довольно просто, но эта простота начинается в тот момент, когда вы способны его осознать, как следует. Дело в том, что наша обусловленность настолько нам близка, это часть себя. Часть нашей личности состоит из этих идей, если вообще не вся личность, она наполнена идеями.

И пока у вас нет уровня осознанности, в котором вы могли бы разотождествляться с умом и видеть содержимое ума в виде этих желаний, вам будет сложно работать с идеями. Здесь мы можем идти по стандартной цепочке осознания. То есть вы, например, чувствуете, что вам кто-то что-то говорит, и у вас появился гнев, и если вы этот момент отследите, вот вы видите, как он возникает, на что он возник. Вы, может быть, не заметите сразу, вы, может быть, в пылу, в запале разговора это упустите, но когда вы уже осознали, что пришёл гнев, вы можете посмотреть, отследить задним числом. Это хуже конечно, но всё равно это такое подспорье, понять, что же за проблема, вы можете увидеть на что вы среагировали. Лучше всего, когда это идёт сразу, вы видите гнев и вы сразу осознаёте, что вам человек сказал, на что у вас сыграло.

Так вот, когда вы видите, на какие слова у вас возник гнев, вы можете отследить почему именно вот эта фраза, эта информация, это его поведение вызывает у вас гнев, с чем оно не согласуется в рамках ваших идей, о том, как он должен себя вести, о том, как вообще должны вести себя люди. И тогда вы приходите к желанию, вы же понимаете, что гнев – это желание. Желание, чтобы человек себя вёл или говорил, или вообще не высказывал таких вещей и так далее.

Вы приходите к желанию, а уже глядя на желание, осознав его, вы придёте к идее, которая над ним висит, благодаря которой оно рождается. И когда вы приходите к идеям и видите, но тут, надо признать, здесь самое сложное в работе с идеями – это перестать надеяться, перестать верить, идеи, они же всегда стоят на вере.

Опыт – это знание, опыт – это переживание прямое, а идея требует веры, что она возможна. Идея, например, о том, что возможна всеобщая справедливость. И вы верите в то, что это возможно. Если вы в это не верите, то она для вас не играет никакой роли, эта идея, вы просто про неё знаете, она у вас существует, она на вас не влияет, у вас нет желания это всё проводить, проталкивать, чтобы так было.

И здесь тоже есть момент, потому что люди, которые подвержены серьёзному воздействию идей и верят, и считают, они превращаются в разного рода фанатичных существ. То есть можно попытаться воплотить и эти идеи, можно стать революционерами, как вы знаете, можно стать опозиционерами какими-нибудь, то есть для того, чтобы воплощать идеалистические идеи, нужно начинать бороться за власть в той или иной форме. Вы хотите перестроить мир, то есть способ реализаций этих идей, этих желаний, он есть, он вас будет толкать в активность, во внешнюю активность, в социальную активность, в политику, он вас будет толкать на барикады и всякие такие устраивать вещи, которые должны преобразовать мир, которые чаще всего преобразуются, как мы всегда знаем, в противоположное желаемому.

Если же у вас такой силы желания нет, которая вас толкает к этим действиям, но идея есть, и она всё время создаёт то, что вы всё время печалитесь, если у вас идея справедливости, и вы видите очередную несправедливость у вас печаль автоматически подбавляется, она автоматически чуть-чуть растёт, нарастает внутри у вас.

Для того, чтобы избавиться от идеалистической идеи, нужны два условия. Перестать верить и надеяться на то, что это может быть. Перестать верить, принять то, что есть, принять очевидные факты, что нет никакой справедливости и никогда не будет, мир устроен так, что люди не равны, с этим ничего не сделаешь. Правда можно из этого тут же другую выстроить теорию, другую идею, о неравенстве людей, о высшей рассе, может быть, но это ещё один бред, такой же, очередной.

И либо вы можете принять то, что есть, и тогда путь освобождения от этого желания очень простой. Как правило, легче всего избавиться от любого желания, которое нереализовано, когда вы видите все страдания, которое оно вам приносит. То есть вы должны начать смотреть на желание, фактичеки созерцание, вы садитесь, поднимаете эту идею и начинаете на неё смотреть, глядя параллельно на свои ощущения внутри.

Если вы правильно входите в это созерцание, то вы начинаете видеть, как всплывает то, что у вас связано: ваши реакции, ваш гнев, ваша печаль, сопутствующие этому действия, когда вы с пеной у рта что-нибудь кому-нибудь доказываете совершенно неизвестно зачем и так далее. И в конце-концов, когда вы видите, сколько страданий вам она приносит, от неё избавиться становится очень легко.

Избавляться надо от привязанности к идее, желание здесь – следствие. Избавляетесь от идей – уходит желание. То есть с самим желанием работать порой менее эффективно, чем работать с идеей, с идеей работать намного в этом смысле полезнее.

Но здесь опять же, если у вас остаётся хотя бы толика надежды, что это может быть – это лазейка для того, чтобы эта идея была не убиваема у вас. Вы как бы остынете, вы уже не будете включаться в каждую беседу, близкую к этой теме, но всё равно где-то внутри вы будете желать, чтобы это случилось, это настало, и пока такое желание у вас есть, вы всё ещё привязаны к миру, вы всё ещё в Нисходящем Потоке, дорогие друзья, это надо понимать.

В том, что касается желаний, которые зависят не от вас, которые связаны с другими людьми, там тоже имеются какого-то рода корни. Либо там лежит сексуальное влечение, которое не может быть удовлетворено, либо это что-то по делам, вам хотелось бы, чтобы человек пошёл вам на встречу, а он не идёт и так далее. Просто это завязано на массу моментов.

Если эти желания никак не осуществимы, то есть прямой способ работы с желаниями, он энергозатратен. Его нужно применять в той степени, когда вы упёрлись, точно нет выхода из желания, и оно при этом сильно давит, а выхода как бы нет, вы это понимаете, но желание есть. Значит есть надежда, поймите, желание очень сильно ослабевает, когда вы теряете надежду. Есть надежда, что можно, но может не в этом году, но в следующем, может не в следующем, так через годик что-то произойдёт такое, что поможет ему осуществиться.

Прямой способ работы с желаниями энергозатратен, потому что он требует от вас того, что вы идёте против течения, вы идёте против Нисходящего Потока, вы идёте против жизненной силы, против импульсов жизненной силы. Смысл ровно такой же, как если бы вы наблюдали страх или вы наблюдали гнев, или любую энергию, которая у вас есть в теле.

Вы садитесь, даёте желанию подняться и смотрите на него, ничего не делая. Вам становится очень дискомфортно. Работать с желанием сложнее, чем работать со страхом и вообще с чем-нибудь, потому что желания – настолько мощная энергия, настолько для нас привычная, настолько мы привыкли на ней как бы двигаться и жить, что противостоять этому импульсу очень тяжело, на самом деле очень тяжело.

Но, если у вас достаточно решимости, здесь всё зависит от силы вашего осознания. Ключ – чем выше ваш уровень осознанности и возможность осознавания одновременно, удержания в поле внимания какого-то импульса энергетического, тем быстрее вы это отрабатываете. То есть можно какое-то желание сильное проработать, в общем, за несколько часов, но это если у вас высокий уровень. Как правило, на это требуется несколько дней, когда вы смотрите, вас давит, оно возвращается, вы смотрите.

Смысл – трансформация здесь в общем не наступает, наступает рассеивание, как в случае со страхом. Страх же у нас ни во что не трансформируется, слава Богу, и желание у нас ни во что трансформировано не может быть, это уже готовый продукт, это импульс жизненной силы, который уже оформлен.

Поэтому, когда мы на него смотрим, в момент, когда нас ломает, во-первых, меняется ум, он освобождается от привязанности к этому желанию. Первое, что происходит, когда вы смотрите, вам плохо, тут же и гнев может идти, идут побочные отрицательные эмоции, которые с этим связаны, на которые вы смотрите: выдержать можно, чем больше у вас силы терпения, причём не подавляя его. Здесь есть момент, поначалу работать таким образом невозможно, если вы ещё не видите разницы между подавлением и осознанием. Когда вы уже можете видеть, когда вы подавляете, а когда нет, вот тогда вы можете эффективно работать с желаниями.

Конечно, переходить к практике работы с желаниями, если вы ещё не работали со страхом или с какими-то эмоциями, бесполезно. Не выдержать, будете подавлять всё равно, в таком роде если переходить.

Если же у вас хватает терпения, силы внимания и так далее, то от желания можно избавиться или уж ослабить его очень сильно точно, эту энергию и доработать позже. Это в момент, когда вы точно понимаете. Здесь я вам ещё раз говорю, пока у вас есть надежда, желание будет живо, сама по себе эта надежда оставляет лазейку, она вашему уму даёт возможность зацепиться.

Когда вы точно знаете… Это самый яркий пример, что когда вам нужно что-то от человека, который умер, тут вы точно знаете, что ничего не получите. И тут всё получается сразу у всех отработать. Пока вы верите, вам чтобы избавиться от желания, нужно… Ну как это, когда меняется мировоззрение и многие вещи отпадают сразу, это когда человек проходит через большой кризис какой-нибудь, через какое-то испытание, в котором он теряет эти самые надежды, тут у него часть желаний отпадает сама собой. Вы должны понимать, если вы оставляете надежду, вам не отработать желание. Если вы понимаете, если вы ещё тонко надеетесь на что-то, это всегда противостоит работе с желанием. Максимум, что вы можете сделать, это добиться его ослабления, чтобы оно на вас не давило так, чтобы оно уменьшилось, чтобы оно стало компактнее, а дорабатывать придётся потом, когда вы сумеете дойти до такого уровня осознания своего ума, чтобы надежда там не гнездилась никакая, и получите опыт. Для этой работы очень важен опыт ещё, когда вы получите опыт разотождествления с теми же желаниями, с тем же умом, большей осознанности, некий опыт запредельный, когда вы поймёте, что этот мир, всё равно здесь держаться не за что. Чем дальше вы будете это понимать, что мир вас не насытит, что ваша жажда иного порядка, тем вам будет легче работать с этими желаниями.

Тут ещё надо понимать, что есть подход, например, к желаниям эго, он немножко другой. В том, что касается необходимости, в том, что касается потребностей, желание эго, которое связано с компенсацией – когда вам нужно самоутвердиться, когда вам нужно показать другим, что вы значимая фигура – будут плодиться ровно до тех пор, пока у вас будет существовать комплекс неполноценности, на котором это эго стоит.

И здесь для того, чтобы от этих желаний избавиться, чтобы они не рождались снова. Пока вы не избавитесь от комплекса неполноценности, пока вы не найдёте его причины, не поработаете с какими-то психотравмами, может быть, с какими-то страхами внутри, с какими-то ограничениями и табу с этим связанными… Здесь очень всё взаимосвязано. Желание и страх очень подвешены, в том, что касается эго – это напрямую; некие страхи в вас всё время вызывают желание большей защиты, вы всё время ищете надёжности какой-то и так далее, стремитесь к этому, желание такого рода.

То есть здесь есть в разных аспектах. Например, существуют желания, которые лучше всегда пытаться удовлетворить, это желания сущностные, это желания ваши творческие, это желания, которые помогают вам реализовать себя не в виде компенсации, как это связано с эго, когда вы хотите вещи приобретать и достаток иметь, чтобы пускать пыль в глаза людям, и это вас как бы компенсирует в их глазах. А когда это импульсы неких желаний, связанных с вашим творческим самовыражением, с какими-то вашими уникальными проявлениями, которые тоже могут быть под запретом, тут надо тоже понимать.

Но, как правило, если вы начнёте входить внутрь и смотреть на это, то вы увидите разницу, где эгоистические вещи, которые компенсаторные, и где вещи сущностные, у вас есть потребность именно вот так жить, вот какие-то такие вещи делать и так далее. Это для развития сущности очень важно: быть, так сказать, жить не так, как все, в самом широком смысле этого слова и так далее.

Вот, как-то так.