Международная суфийская школа «Духовные и Мистические Практики» 

ПРЕДСТАВЛЯЕТ 

Суфийская школа «Восходящий Поток»

Автор: Руслан Жуковец

 

ЧАСТЬ 1

У нас сегодня разговор о цели: о выборе цели в поиске; о том, как, из чего этот выбор совершается обычно; и насколько выбор цели влияет на возможность достижения.

Само по себе понятно, что цель определяет средства, как известно. То есть, если вы ставите перед собой исключительно духовные цели, то для их достижения вам будет достаточно духовных практик. Например, вы хотите познать себя – это очень широкая формулировка цели; и вообще, когда цель сформулирована слишком общая, то достигнуть её бывает очень сложно, потому что она подразумевает в себе много всего.

Нужно стремиться к тому, чтобы цель свою: своё стремление, своё желание, которое влечёт вас, свою неудовлетворённость, которая у вас есть – сформулировать максимально ясно. Это один из ключевых моментов успеха в поиске.

Но как правило, приходится сталкиваться с тем, что цель формулируется общими словами; например: широко распространённая цель в виде просветления.

Просветление – это настолько большая вещь. Само по себе понятие: что вкладывают в это люди, что вкладывают в это разные учителя, что вообще имеется в виду. Что вы, стремясь к просветлению, например, хотите достигнуть некоторого состояния, о котором у вас есть представление: вы вот, прочитали, вы с кем-то поговорили, вы кого-то послушали – и у вас возникло некое представление о том, что такое просветление. Сразу можно сказать, что это представление ложное – безусловно; потому что вы судите о более высоком уровне бытия исключительно из того, что вы сами понимаете, знаете – то есть со своего опыта.

А ваш опыт – он очень земной; ваш уровень бытия пока, в начале Пути – он всегда невысокий; и судить о более высоком уровне бытия вы просто не можете. Поэтому в уме у вас складывается некое представление, и вы к этому представлению двигаетесь – пытаетесь двигаться.

Такой поиск – если вы не выбираете сразу конкретный Путь, если вы не идёте за конкретным Мастером, за конкретным учителем – такой поиск будет вас кидать туда-сюда, потому что вы будете стремиться к некоему состоянию, которое вы себе представляете, и пробовать разные практики. Вы пробуете одно – что-то идёт не очень; вы пробуете другое – что-то опять как-то …. И весь поиск сводится к тому, что вы ходите от одного учителя к другому, от одного метода к другому; пробуете то там, то здесь – и в результате непонятно что у вас выходит; вы можете прийти к разочарованию или ум вам подсунет некую замену – вы себе придумаете что-то.

В поиске, который называется духовным, все люди стремятся к некоему состоянию. Мы ищем других состояний – не того состояния, которое у нас есть, не того состояния, в котором мы могли бы себя чувствовать комфортно. Наше состояние нас не удовлетворяет: у нас есть неудовлетворённость, которая толкает нас к поиску.

И что бы мы ни искали: ищем ли мы просветление, ищем ли мы изменение себя, ищем ли мы нирвану, ищем ли мы самадхи, дорогие друзья, или ищем мы Бога и Истину – ищем мы новых состояний.

И здесь надо понимать: что вас влечёт, что вас толкает на этот поиск, чего вы на самом деле хотите. Определиться, когда вы, например, стремитесь к некоему высшему состоянию – надо понимать, что вы ищете вполне конкретных вещей. Например: для кого-то то же просветление ассоциируется с блаженством – значит, поймите, что вы ищете состояние блаженства. Посмотрите на свои представления о том состоянии, в которое вы хотели бы попасть, которого вы хотели бы добиться – если вы на это посмотрите, вы можете разложить, чего вы на самом деле хотели бы.

Поймите, что у вас есть всегда представление о том, что то или иное состояние, та или иная цель, которой вы пытаетесь добиться – у вас есть представление: что она вам несёт. Если вы стремитесь к осознанности, то посмотрите, что вы ждёте, что лежит … – разложите. Любую цель, любое ваше представление можно разложить; если вы посмотрите на своё истинное желание, на свои представления – вы можете ясно сформулировать, чего вы хотите, в общем, от того или иного состояния.

То есть, если вы ищете осознанности, то, как правило, вы ищете, опять же, либо изменённого состояния сознания: вам хочется выйти из ума; вам хочется освободиться от пут ума; например: от шума, который у вас в голове происходит. Либо, вы хотите, может быть, наиболее эффективно действовать – безошибочно действовать. Я знаю людей …. Дело в том, что я …. У нас в практиках, в работе нашей Школы, есть этап, когда человек должен обязательно определить свою цель, сформулировать её; и от того, как он формулирует, в общем понятно, чего он хочет, чего он ищет, и к чему он стремится; и может ли он это у нас найти, например. Поэтому, я вам говорю из опыта: люди ищут осознанности, например, для того, чтобы совершать безошибочные действия.

Когда их мучает страх ошибки, когда у них в уме сидит жажда безошибочного действия, жажды максимальной эффективности, максимальной точности, максимальной адекватности – они идут в осознанность; они ищут осознанности, потому что с их точки зрения осознанность это даёт, и так далее.

Любую цель можно разложить не с точки зрения её содержания. Вы поймите: состояния, которые описывают мистики – они существуют; но ваши представления, так или иначе, от этих состояний отличаются. И вам нужно понять, что вами движет: каковы истинные ваши мотивы; чего вы хотели бы на самом деле, потому что эти состояния – это, в общем, слова; а ваша потребность, ваша реальность – она может быть другой.

Вы можете получить то, что вы пытаетесь найти в духовном поиске, гораздо проще. И не тратить время, не разочаровываться. Или идти более прямой дорогой, потому что, если вы поработаете с тем, что вызывает в вас неудовлетворённость, то вполне вероятно, вы увидите дальше – у вас может открыться нечто более глубокое; вы можете увидеть некий другой слой своей реальности, своей неудовлетворённости, и тогда вы – ваша цель поменяется. Тогда вы, может быть, будете смотреть уже иначе на ситуацию – ваш поиск станет более точным. Или вы уйдёте из поиска и не будете мучиться, потому что есть ряд измученных искателей, которые всё …, вовсю, да, тычутся, и не могут приложить себя, потому что их сформулированные цели не соответствуют их истинным желаниям, не соответствуют их … – тому, что у них неудовлетворено. Они пытаются заменить одно другим и никогда этой удовлетворённости не достигают – таких людей тоже немало.

Для того, чтобы увидеть, чего же вы хотите, чтобы у вас получилось разложить, понять свою цель: что вы ищете, что лежит под той целью, которую вы для себя сформулировали, которую вы выбрали, к которой вы стремитесь – нужно применить как ключ искренность.

Искренность в отношении к самому себе. Нужно посмотреть, насколько это вам дано, совершенно искренне на свои желания: чего вы хотите на самом деле. Взять вашу цель, посмотреть на это состояние, которое, как вам кажется, вы достигнете, достигнув этой цели – и посмотреть, что же на самом деле вас привлекает в ней.

Есть виды учений, есть виды практик духовных, которые привлекают совершенно определённых людей с совершенно определёнными запросами. Например, в гурджиевские группы идут люди, в основном, которые ищут силы. Образ Гурджиева их настолько привлекает: вот эта возможность делания, вот этот его уровень бытия, который во всех воспоминаниях описывается, и так далее, – и они идут за силой. Если бы они посмотрели на свою вот эту потребность прямо – они могли бы прийти гораздо более короткой дорогой к тому, чтобы убрать вот это ощущение неуверенности, из которого они все ищут силу, ощущение собственной слабости. А там они бьются над разными практиками, решают всякие сложные задачи и в результате, в общем, как правило, не очень-то у них получается сильно добиться желаемого – потому что Путь для другого предназначен изначально. А вот сама по себе личность Гурджиева притягательна – и вот их тянет туда; им хочется … – они все пытаются его имитировать. Сколько я с ними общался – это всегда удивительное такое зрелище, как правило.

Те, кто идут, например: пытаются искать в современной Адвайте – они ищут лёгкого Пути. Они ищут мгновенного понимания. Они ищут вот такого мгновенного преображения: повернитесь внутрь, посмотрите, ощутите свою реальность; ощутите вот то, что за умом: ваше Сознание, ваше истинное я, – как угодно, – самость. И всё – на этом всё кончается. Держитесь за это ощущение – и всё изменилось: нет Пути, нет ничего, все идеи ложные, всё – вот всё, чем вы жили. И, соответственно, Адвайта привлекает тех, кто либо запутался: путался-путался, ходил по разным Путям, пробовал везде – свою неудовлетворённость так и не разрешил. Причины разные могут быть: человек не может делать практики, не может идти внутрь, не хватает воли, не хватает желания; либо очень много страха: он не готов войти внутрь и посмотреть на своё состояние. И вот они начинают искать лёгкие выходы – лёгкие выходы предоставляются всегда. Ну, ложные выходы тоже, потому что, простите: чтобы вы ни ощутили внутри, даже если вам покажется, что вы почувствовали некое присутствие в себе, которое вне ума – вам за это не удержаться. Один проблеск осознанности вам ничего не даст: вы всё равно уйдёте; у вас все ваши тела функционируют по определённым механистическим реакциям и так далее; и здесь одним проблеском ничего не разрешится.

То есть цель – как вы её себе выбираете вначале – она до некоторой степени предопределяет ваш дальнейший Путь, потому что первый шаг – самый важный. Первый шаг: как вы шагнули, в каком направлении – либо вам придётся потом это направление менять, отказываться; вы должны пройти через слом иллюзий – серьёзный, чтобы прийти к некой истинной позиции; либо вы пойдёте и будете идти в ложном направлении, так и не ощутив и не получив того, что ищете.

Если вы изначально не можете сформулировать точно, чем вы неудовлетворены: что вы хотите изменить в себе; что вы хотите изменить в своей жизни, может быть; что вы хотите получить; до какой степени вы готовы измениться, потому что пройти через духовную трансформацию – это серьёзное изменение. Но для того, чтобы к ней прийти, нужно себя подготовить. И это тоже надо понимать, что есть подготовительные разные этапы, когда вы проходите через ряд: если это духовный Путь – через ряд практик; если это мистический Путь – через ряд испытаний, которые вас готовят в результате к тому, чтобы вы могли пройти эту самую трансформацию.

Надо понимать, что цель всегда ставится из эго – это второй момент. Первый момент: ясное формулирование цели – своей; ясное понимание того, чего вы на самом деле хотите. Это можно сформулировать – можно всегда. Вы можете сесть и разложить, просто написать, расшифровать, что вы хотели бы в этом состоянии иметь; а там уже можно посмотреть, есть ли другие пути к этому.

Второй момент – это эго, это вы сами; фактически – это ваш ум, потому что поиск начинается из эго и цель формируется, – формулируется, – из эго. И здесь трудность номер два: она более серьёзная, чем, скажем, сама по себе формулировка цели. И ум, и эго всегда утилитарны: они ищут не просто так – они ищут для чего-то. То есть, если вы ищете просветления – оно для чего-то; если вы ищете Истину – она вам нужна для чего-то. У суфиев есть выражение, что нужно желать Истины ради неё самой. Понять его довольно сложно – если вы смотрите с позиции эго. Что значит: искать Истину ради неё самой? Истина, она, как говорится Истина – и что ей надо ещё? Странно очень выглядит, что вы желаете Истину ради неё самой – но это указание на то, что вы не должны желать для себя; что вы не должны хотеть ни Истины, ни Бога, ни просветления, ни нирваны из эгоистической позиции, из того, что это будет ваше, из того, что это будет моё – позиция эго любимая: моё просветление, мой жизненный путь, мои успехи и всё остальное моё, как говорится; мои жертвы тяжёлые на Пути.

Прийти к тому, чтобы желать не для себя, а для Истины, – той же Истины, например, – это очень сложно. Вы должны уже настолько быть зрелыми, настолько … – фактически вы должны избавиться от эго; и препятствием становится на Пути к цели – становится вот это самое эго: ваше желание получить это состояние, ваше желание, вы сами.

Ограничением является здесь как раз вот это самое эгоистическое желание измениться, сохранив эго, сохранив себя.

У нас есть практики, где люди определяют, насколько они готовы измениться, насколько они готовы утратить какие-то свои качества, может быть, обретя новые, может быть, – нет, но по крайней мере, неизвестно что получив. И там мы видим самые разные реакции. Как правило, большинство людей не готовы отказаться от того, к чему они привыкли внутри себя. Многие не хотят даже отдавать реакции, которые им мешают – они боятся. Они боятся изменений – эго боится изменений, ум боится изменений; и в такой позиции, конечно же, вам будет очень трудно прийти к серьёзным каким-то переменам.

Эго будет улучшать себя. Люди умудряются практиковать десять лет осознанность и сохранять эго; они – у них вроде осознанность растёт, присутствие растёт, но она растёт очень специфически: она растёт до определённых пределов и останавливается там, где начинаются зоны того, что вас реально начнёт менять; зоны, как раз связанные с умом, с идеями, с вашими представлениями. Ещё: если с эмоциями люди могут отработать и с желаниями, то ум трогать страшно очень, потому что вся идентификация начинает рушиться.

И проблема в том, что как правило, самому собственное эго увидеть без помощи со стороны бывает довольно сложно. Оно утончается, оно утончается; вы работаете над собой, но тонкие эгоистические мотивы остаются – ваше я продолжает оставаться. И довольно редко бывает так, чтобы без помощи извне человек мог сам полностью отработать своё эго. Здесь нужна либо помощь Бога, либо помощь Учителя, Мастера – всё равно кого; может быть это помощь …, может быть даже товарища по …, если у вас там …. Всё равно искатели так или иначе сбиваются в группки; есть у них Учитель, нет у них Учителя – проще всегда это поддерживать. Всё равно есть круг общения. Вам может дать обратную связь даже человек, с которым вы просто вместе идёте – как вариант, это может помогать. Кто-то должен стать для вас зеркалом.

В идеале, – если вы практикуете осознанность, – зеркалом для вас становятся ваши все ситуации вовне. То есть вам человек что-то говорит: у вас поднимается реакция, вы на неё смотрите – вы узнаёте себя; вы видите, что у вас ещё не отработано, на что вы ведётесь. Это идеальная ситуация, но для этого уже должен быть уровень осознанности: когда вы видите свои реакции внутренние, когда вы видите, как у вас реагирует ум – и вы становитесь зеркалом для самого себя. Ваше Сознание отражает и показывает: в его Свете вы видите всё, и видите причины – вы видите, что вами движет. Тогда ваше эго: вы начинаете его видеть всё больше, оно осознаётся всё больше и вам … – вы доходите как раз до того момента, когда оно может быть полностью рассеяно; когда эта структура в уме может быть … – как она образовывалась, так она может быть расплавлена: вашим вниманием.

Поэтому, когда вы выбираете себе цель сами, – здесь же ещё есть варианты в том, что касается цели, – когда вы выбираете себе цель сами, вы должны понимать, что она выбирается вашим эго; она выбирается из необходимости в том числе эго – то есть вашей необходимости в компенсации вашей какой-то. Когда вы слабы – вам хочется силы. Когда вам хочется, чтобы ваши жизненные обстоятельства складывались так, как вам будет наиболее благоприятно, и вы начинаете искать разного рода полумагические или магические практики, чтобы менять, чтобы влиять на внешние ситуации, чтобы двигаться по жизни, так сказать; самим строить реальность – есть такие люди, которые пытаются это делать.

И здесь, так или иначе, пока вы сидите в эго – это тупик. Само эго будет становиться препятствием в том, что оно отбирает цель; оно пытается к ней прийти, оно наполняет эту цель смыслами, – себе приятными, – и оно же, в конце концов, и проигрывает – всегда; потому что для того, чтобы прийти к реальной трансформации – эго должно устраняться; оно должно – вы должны выйти, вы должны стать выше ума. Пока вы действуете из ума, всё равно это будет бесконечное разочарование.

Поэтому в том, что касается целей …; и уйти от этого очень сложно – эго всегда служит себе. Как вы не посмотрите, – даже если вы пытаетесь служить другим, – удовлетворение получает ваше эго, в конечном счёте. Даже если вы пытаетесь помогать людям, и помогать каким-то образом; учить других – учить, вы сами знаете, что это любимое занятие эго, дорогие друзья. Любимое занятие эго – учить других, делиться с другими и так далее; как бы делиться, как бы поучать.

Это всё – ограничения. Единственная цель …. Мы поговорим, если захотите о целях …, о конкретных каких-то целях мы поговорим чуть позже – и как это проявляется, как с этим работать; насколько эта цель может быть истинной или ложной. Но в том, что касается эго, есть один способ – древнейший, ничего нового – в том, чтобы выйти, в том, чтобы суметь преодолеть вот этот эгоистический мотив – это служение Богу. Можно, конечно, оставлять …, служить можно по-разному – это понятно, что есть люди, которые служат Богу и такое эго раздувают духовное, что мама не горюй, просто. Но способ стереть эго, способ каким-то образом вот эту сложную задачу: как выйти из него, как начать работать над собой не из эгоистических мотивов, а из более высоких – это направить себя к Богу. То есть стремиться к Богу, стремиться к следованию Его Воли.

Понятно, что есть следования Воле, например, прописанные в религиях. Есть Шариат в Исламе, есть определённые установки в христианстве – в любой религии есть установки, выполняя которые, просто, вы как бы служите Воле Бога.

На мистическом Пути имеется в виду нечто иное: вы вступаете во взаимодействие с Богом и получаете Волю относительно себя; вы получаете импульсы Воли совершенно осязаемые, совершенно конкретные и Господь вас ведёт. И в этом следовании вы стираете эго своё так, что …. Вы проходите через испытания – это всё понятно. Но ваше эго стирается таким образом, что вы уже не можете за него держаться – вы не можете его удерживать, потому что ваша цель выше.

Просветление – оно может быть вашим, понимаете; нирвана, чего бы там ни говорили, – это всё ваше состояние. Если вы ставите себе цель, которая за пределами вас, которая гораздо выше вас, которая имеет … – входя во взаимодействие с которой, вы получаете возможности совершенно иного порядка; и эта сила на вас воздействует, эта сила может вас вести – то Путь получается не то, чтобы наиболее лёгким, – я вот не сказал бы. Если брать настоящую серьёзную духовную работу, если брать настоящий Путь к Высшим состояниям – он лёгким не бывает. То, что наш ум, читая истории про разных мистиков, не видит – он игнорирует испытания, через которые им пришлось пройти; и он видит как бы конечный результат и вообще, что всё было так хорошо – это не значит, что их нет. Работа над изменением себя – она всегда непростая; она всегда трудная, особенно, когда я говорю, что мы становимся препятствием: то, что мы всегда о себе считали и считали в самом положительном смысле, потому что эго же – оно в общем, себя стремится перед самим собой выставить хорошо. Когда это оказывается всё препятствием; когда от всего этого: от всех этих представлений, от всех этих привычек, от всех этих ролей, которые мы привыкли играть перед собой и перед другими, надо избавиться и остаться в какой-то момент практически ни с чем – это довольно трудно.

Но другого Пути, который привёл бы вас именно к высшей цели и к реальной трансформации – другого Пути, собственно говоря, и нет. Без импульса Милости Бога трансформации всё равно не будет – вы не изменитесь. Вы очиститесь – не изменитесь. Вы будете всё время балансировать на краю – вот на этой высшей степени очищенности, высшей степени осознанности и того, что вы остаётесь прежним; вы всё равно …. Именно трансформация меняет человека, именно трансформация меняет его тело, энергии, всё остальное – некий импульс, который входит в вас.

Стремясь к Богу, вы можете сжечь своё эго. Эго становится препятствием – вы становитесь препятствием. Если вы стремитесь к Богу, если вы стремитесь к слиянию с Ним, если вы стремитесь к тому, чтобы стать его проводником, его орудием – всё происходит куда легче: ваша цель больше вас.

Ваши вот эти препятствия внутренние, ваши: то, что эго несёт в себе отрицание, то, что несёт самоутверждение – это всё становится препятствием, и с этим работать гораздо легче. Плюс, если вы искренне стремитесь к Богу – вы получаете ответ очень быстро; вы получаете ответ на молитвы; вы получаете ответы в виде разного рода импульсов, которые приносят вам так называемые трансцендентные переживания; вы получаете разного рода подсказки.

Когда мне люди говорят, что они пробовали, и у них ничего не получалось – это значит только то, что либо они пробовали неверно совершенно, либо у них был другой мотив, либо они ошибались в своих истинных намерениях.

Это всегда так. Я вам могу сказать, что я всё время слышу: я много лет делал практики, ни к чему не пришёл. Если так происходит, то либо вы неправильно делали практики – что скорее всего; либо изначально были практики не те, которые вам нужны, не те, которые могли вас куда-то продвинуть; либо вы неправильно их делали.

Я работаю с людьми много лет, и я вижу, как практики меняют любого человека, который вкладывается в них. Практики можно делать, как вы знаете … – сидеть в медитации и думать о своём параллельно: ум работает – вы наполовину в уме, вы как бы отсиживаете время. Это всё известно: как можно не вкладываться в практику, формально её выполнять, выполнять её вообще неверно и так далее.

И Господь всегда отвечает – с другой стороны. Если вы искренне стремитесь, если у вас есть этот позыв, этот порыв – никогда не бывает без ответа; всегда вам приходит некое переживание, некий ответ на ваши молитвы, который показывает вам, что ваша просьба услышана, что вы движетесь в правильном направлении; и Господь всё равно начинает вас вести – так или иначе. Это сила, которая владеет всем – в том числе владеет и нами; и здесь без ответа это не остаётся.

Если же, например, человек что-то делает и у него ничего не получается, то ему надо сесть и разобраться со своей целью – с тем, чего он хочет на самом деле, потому что ЗДЕСЬ препятствие. Может быть ему не нужен вообще Путь. Понимаете, на Путь можно попасть по ошибке – в общем, как это бывает. Желания же у нас приобретаются очень легко. Когда у вас есть внутренняя ненасыщенность, есть внутренняя неудовлетворённость – вам можно просто …. Вы увидите счастливого человека – человек находится в стадии вдохновлённого нафса, про который я рассказывал на прошлой встрече. Он вступил на Путь, он вдохновлён, у него всё хорошо …. У неофитов это очень часто бывает; они прямо – они возбуждены, они улыбаются, им хорошо; они прямо – они горят, у них жизнь наполнена. И вы такого человека встретили, и он вам рассказал, как ему хорошо, потому что он стал кришнаитом, например; и как у них хорошо там, и как они поют эти всякие песни хорошие и так далее. И вам так нравится это состояние, – я же говорю, мы ищем состояния, – и вас так зацепляет это состояние, и вам так прямо: а-а-а; и ваша вся ненасыщенность, она … – и вы пошли, побрились и пошли в кришнаиты. И выясняется через полгода, что ничего такого с вами не происходит; что в общем, ну не ваш, может быть …; вы не настолько …; вас эти эмоциональные стимулы – вас не настолько возбуждают, может быть. Кому-то вот это нравится всё, а вам – ну хотелось бы …: нужно идти больше путём медитации, чем путём такой любви. И вот, вы уже – вы попались; и вы пошли уже, как бы вот – туда, куда не надо; и вы вышли разочарованные, сказали: ну вот, нехорошо там – обман; вы говорите: обман. Вовсе не обязательно, что обман – просто вам это было не нужно, но вы повелись, вы поймали желание.

Такого рода вещи случаются довольно часто. Люди приходят, как бы в поиск, за компанию с кем-то; люди приходят из того, что неясно – не осознают свою неудовлетворённость. Им бы разобраться со своими проблемами – внутренними; им убрать избыток печали, количество нереализованных желаний, чуть-чуть добавить осознанности – и глядишь, они бы и скомпенсировались, понимаете. Им бы стало хорошо, но они не могут, не понимают, не представляют – хотят сразу перескочить в высшее состояние, не работая серьёзно над собой. И вот они начинают попадать в разного рода – приходить в группы и так далее; и довольно быстро выясняется, что им это не по зубам, это не их вообще необходимость глубокая – нету, ничего нет.

И тогда они уходят и начинают – начинают своё разочарование нести дальше. Так бывает, нередко.

Истинный поиск – если уж брать тот, который поиск приводит нас реально к серьёзной трансформации, к каким-то серьёзным изменениям – истинный поиск начинается в том момент, когда вы ясно абсолютно видите и понимаете, что в этом мире вам не найти удовлетворения; в этом мире нет того, по чему страдает ваше сердце или ваша душа, образно говоря. Когда вы видите, что то, чем живут люди: их интересы, то, чем они заполняют свой досуг, то, как они вообще живут – когда вы видите, что вам это не подходит; что вы не можете; вы, может быть, и хотели, вы пробуете, вы, так сказать, пытаетесь жить вот этой жизнью – и выясняется, что вам она ничего не даёт; что ваша ненасыщенность, ваша неудовлетворённость никуда не девается. Наоборот, она становится глубже, потому что все вокруг как бы радуются; и вы видите, что им хорошо, они ушли, – может быть, приняли алкоголь, – ушли в изменённое состояние, им радостно, им хорошо. Вам – нет. Вот в этот момент начинается настоящий, серьёзный поиск, потому что выбора у вас не остаётся. Утрата надежды на то, что вы можете что-то получить в этом мире, что этот мир вас может насытить …. Не обязательно, что вы отказываетесь сразу от всех желаний, привязанностей – нет, вовсе не факт. Но когда у вас есть это целостное восприятие, что вот он – этот мир – вам ничего не принесёт, ничего не даст; что вы не хотите и не можете так жить – с этого начинается поиск: реальный, настоящий поиск иного бытия; возможностей иного бытия, возможностей какого-то – вот этого самого Высшего мира. К этому приходят все истинные искатели – рано или поздно. Кто раньше, кто позже понимает, что этот мир – всё, он себя либо вычерпал …. Кто-то это понимает рано.

У меня это понимание пришло в девятнадцать лет, когда я понял, что я не хочу жить так, как живут люди, которые вокруг меня. Это совершенно мне было ясно – у меня было это прозрение, когда я ясно видел. И у меня возник тупик, потому что на тот момент был конец восьмидесятых, было совершенно непонятно, куда себя девать – тогда альтернатив, как бы серьёзных, не было вообще. Это сейчас тут, пожалуйста: то сатсанги, то тренинги, то открытые встречи на каждом углу практически проводятся каждый день в Москве. А тогда всё было немножко иначе. И я четыре года искал, куда приложить себя. То есть я понял: для меня мир рухнул; все цели, которые я мог намечать в мире … – я правда ими не особенно, прямо скажем, был сильно озабочен. Но когда я начал как раз на эту тему думать и смотреть, выяснилось, что я не готов: следовать кальке, – той, по которой живут все, – оказалось, что невозможно. И пришлось начать искать варианты. И я перепробовал разные какие-то вещи: философию я читал и разные другие вещи; я пытался интеллект накачать – я думал, может быть в этом духовная жизнь, мне казалось на тот момент. Других вариантов не было. И только спустя четыре года встретился человек, который – которого я считаю своим первым Мастером; который мне, в общем, указал Путь и поставил планку и цель, к которой я потом несколько лет двигался.

Тогда это было так; сейчас – сложнее, потому что сейчас вот это многообразие. И все предлагают …; и если уж начать вдумываться всерьёз, что сейчас на рынке, выяснится, что все предлагают почти одно и то же, в разных формах: счастье, блаженство. Господи прости, мне кажется, на каком-то суфийском я видел что-то ещё: и благополучие и богатство – не дай Бог! Как это стыдно! Ну серьёзно.

Вот это вот всё: предлагают хорошую жизнь, как бы везде – добрую, приятную, хорошую жизнь. Я не скажу, что хорошая жизнь не имеет ничего общего с духовностью – это не факт; одно другому, в общем, не мешает – но это не цель. Если вы хотите выйти за пределы этого мира, то вас не должны интересовать, собственно говоря, вещи этого мира – если уж так всерьёз. И состояния, которые достигаются в этом мире …. Уж блаженство – простите меня …. Я не знаю, кто придумал блаженство как описание состояния высшей духовности. Потому что блаженство, честно говоря, это состояние физиологическое – ну вот так уж если взять. Есть, конечно, тонкие, на эфирном таком уровне, на уровне эфирных энергий – есть состояние блаженства; но, простите меня, при хорошем оргазме вы это состояние испытываете. И есть ещё ряд всяких физиологических, – если физиологически на себя воздействовать, – можно попариться в бане хорошенько и так далее, – и вы получаете расслабление, а вместе с ним вы получаете вот этот вот, некий эффект блаженства.

Причём здесь духовность, простите меня? Те, кто распространяют вот такого рода вещи – они не понимают сути. Чем глубже вы погружаетесь внутрь, чем больше меняются ваши энергии – блаженство по сравнению с ними – это очень жалкое вообще состояние; блаженство возникает у вас внутри, когда происходит трение энергий.

Если у вас есть …, если ваш внутренний канал загрязнён ещё, то, когда по нему будет проходить импульс Милости – вы ощутите блаженство, это будет завихрение его. Если у вас канал полый, вы ощутите просто вхождение энергии – и всё; ну и так далее. Есть масса разного рода предрассудков, которые …, и таких ложных представлений, которые тиражируются прямо: тиражируются и люди их ищут – такое состояние вечного кайфа. Просветление – состояние вечного кайфа. Это не так, дорогие друзья – это всё совсем иначе. Но тем не менее люди этого ищут. Ищите блаженства в этой жизни – его здесь навалом, если уж вы …; но конечно, у любого блаженства есть цена – мы не можем бесконечно себя накачивать так, чтобы у нас не было на утро похмелья, прямо скажем, или других видов нехватки энергии.

 

ЧАСТЬ 2

Давайте мы всё-таки перейдём в формат свободного разговора. Давайте поговорим: я поотвечаю на вопросы, потому что разговор такой, что конкретика здесь могла бы быть … – я вам рассказываю общие вещи, а конкретика могла бы дать возможность мне поговорить по конкретным вещам более подробно.

 

Меня интересует вопрос предназначения. Однажды Вы рассказывали, что у человека, условно говоря, есть три варианта развития жизни, то есть малая, средняя и максимально возможная для человека реализация. То самое предназначение и есть максимально возможная для человека реализация; и, делая выбор, – сознательно или бессознательно, – человек двигается в одном из этих направлений; и этот выбор во много зависит от цели, которую человек выбрал. И вот интересно: как цель связана с предназначением человека; и можно ли как-то определить, является ли цель, которую человек выбрал истинной, а не просто …. То есть эта цель выбрана потому, что в конечном итоге приведёт его к тому же самому предназначению, а не просто потому, что звучит красиво.

Вопрос предназначения и связанной с ним цели – это вопрос, – как и реализации, – это вопрос достаточно сложный, в том смысле, что реализовать же себя можно и в мире. Есть реализация в мире, когда вы свои таланты, свои способности, свои какие-то потенции, – для того, чтобы жить именно в мире, в миру – вы их воплощаете. Вы достигаете успехов в своей профессии; вы открываете что-то: новые способы какие-то работы – вы себя проявляете, вы себя реализуете так. Например, поэт пишет хорошие стихи, которые – пусть он, может быть не Пушкин Александр Сергеевич, но всё-таки: он создаёт некую среду; люди, читая его, получают переживания определённые – и в этом его реализация; в этом может быть его предназначение, до некоторой степени. Здесь уровень предназначения – он тоже имеет несколько вариантов.

В том, что касается предназначения духовного, в духовной какой-то ипостаси человека, то это будет …; скажем так: ясное предназначение может быть только тогда, когда у вас есть … – вы идёте по какому-то конкретному пути, на котором это предназначение может быть реализовано.

Что такое предназначение?

Предназначение – это выполнение некоторой работы; это выполнение какой-кто функции всё равно в миру. Если брать высший духовный потенциал человека, то он осуществляется тогда, когда человек соединяется с Источником; когда человек исчезает в Боге, если брать суфийскую терминологию; когда человек фактически исчезает в том виде, в каком он здесь появился. То есть его внутренняя суть меняется полностью: он до некоторой степени остаётся человеком, но он несёт в себе и Божественный Свет – скажем так; или является Его проводником – если угодно. То есть вот тут предназначения нет. Если брать предназначение, которое возможно, Господь …. И с суфийской точки зрения это так: что мы, наш дом, наша родина – с Богом, в Боге; и наша задача, – с точки зрения суфийского Пути, – вернуться к Богу. Путешествие на родину, по родной земле – это возвращение к Богу, – один из смыслов этого суфийского правила в ордене Накшбанди.

И если смотреть на это предназначение, на этот замысел – то каждый из нас потенциально имеет эту возможность. Нет ни одного человека, который …. Если бы в нём возникло это стремление; если бы он не был настолько загипнотизирован миром; если бы его желания не влекли его постоянно наружу; если бы он обратился внутрь – каждому человеку этот Путь открыт; или открывается, по мере, так сказать, его погружения в себя, по мере того, как он меняет направление своего внимания. Если всё его внимание отдано миру – то он реализуется в мире; если всё его внимание направлено внутрь – то он идёт к Богу, хочет он этого, не хочет; вы можете с совершенно другими намерениями направлять внимание внутрь – и всё равно вы, в конце концов, обнаружите там Бога.

Я шёл в основном – вся моя практика духовная строилась на осознанности; и мистические вещи мне стали открываться исключительно ровно в тот момент, когда моё внутреннее пространство очистилось, и там стали происходить всякие вещи, о которых я вообще не подозревал; и знать не знал, что они существуют – на тот момент. Позже я уже нашёл, так сказать, описания подобных переживаний у других мистиков, а на тот момент это мне всё было неизвестно.

Поэтому, вы всё равно придёте в ту точку – если вы будете идти внутрь. А предназначение именно, как правило, или Миссия – мистики иногда выполняют, несут; на них возлагается некая Миссия Богом. Но это, так сказать, люди, которые меняют, так или иначе …. Я про них, – про некоторых из этих людей, – я написал книгу, как вы знаете. Тут есть предназначение: выполнение Миссии. Кому-то суждено …, например, его предназначение: передавать Истину другим, работать с людьми – тоже предназначение. Любое предназначение появляется в рамках определённой работы, в рамках определённого Пути – оно не падает с неба. И эти предназначения, в смысле духовного Пути они довольно … – их не очень много. Это либо распространение Истины; это либо проведение Воли – работа в следовании Воли; и там она не всегда связана с обучением – она может иметь другие совершенно направления. И по сути, вот если брать два широких этих – вот и всё.

Само по себе присутствие мистика высокого уровня влияет уже на мир. Но иногда – да, есть конкретные задачи, которые …; на суфийском Пути это часто встречается. Суфийская работа подразумевает, что в ней есть следование Воле. Просто в некоторых: на некоторых Путях стадия следования Воле – она так явно не проговаривается. Следование Воле заключается: ритуалы выполняй, молись и так далее – вот ты следуешь Воле; Воля явлена: вот вам Библия, вот вам Коран, Талмуд и так далее.

Когда мистик следует Воле прямо, то здесь как раз …. А суфийский Путь – он подразумевает именно прямое следование Воле, явленной именно тебе, здесь и сейчас, не когда-то там тысячу лет назад. То вот тут и появляется как раз предназначение; тут может и появляется работа, и появляются некие задачи, которые, ну скажем, через мистика решаются в этом Творении. Только вот так – то есть предназначение открывается на Пути.

Очень мало кто знает, вступая на Путь, с каким предназначением ему придётся встретиться или не встретиться никак. У кого-то это предназначение сразу проявляется, у кого-то позже – когда он проходит определённую часть Пути. У кого-то есть потенциал и предназначение прямо вот проявлено, но у него не хватает сил и этот потенциал остаётся нереализованным – я такое видел тоже. Поэтому здесь вот так.

 

Может ли духовная цель как-то перекликаться с работой на практическом плане: я имею в виду в творчестве или в социальном служении? Вот если человек художник, поэт, музыкант – кто угодно; или, например, он врач, глава какого-то благотворительного фонда. Короче, если он занимается служением в более конкретном земном таком смысле, улучшая что-то в этом мире – то это всегда компромисс? И всегда там есть эго? И вообще, можно ли как-то увязать: требует ли духовная цель отказа от любой практической реализации в качестве кого-то? То есть, если человек – искатель, и при этом он остаётся опять же врачом, учителем, писателем и так далее – вот как-то: как увязывается вот эта социально-практическая деятельность …?

Социально-практическая деятельность с духовной работой увязывается легко. Но не факт, что быть, например, врачом или инженером – это и есть духовное предназначение. То есть это совершенно не факт, то, что …. Понимаете, здесь, на Пути, всегда эти вещи взаимодополняют. То есть, работая внутри, – с энергиями, со своими реакциями, с умом, – и взращивая осознанность – вы получаете тот опыт, который помогает вам лучше работать вовне: в мире; лучше выполнять ту работу, которую вы делаете. А тот опыт, который вы получаете в этих действиях, в этой своей работе – он как раз даёт вам пищу для внутренней работы тоже, потому что там вы попадаете в ситуации, которые поднимают в вас разные реакции, и вы можете – вы видите, что у вас; где у вас ещё гнев остался, где у вас осталось желание, где вы, так сказать, – где у вас алчность проявилась, и захотелось украсть все деньги, которые вы нашли у себя на работе и так далее; ну, например.

 

То есть это вопрос чистоты мотивов, в частности: насколько бескорыстен человек?

Это вопрос того …. Понимаете, если уж так брать, то рано или поздно, на Пути вы всё равно выбираете: вы должны выбирать. Всё равно это …. Вы можете оставаться в своей работе – просто вы будете её выполнять, не привязываясь к плодам, что называется; вы будете делать её насколько вы можете, честно, без …. Понимаете, в работе над собой, такие вещи, как инерция, такие вещи, как жалость к себе, такие вещи, как сопротивление внутреннее, нежелание напрягаться – они все уходят; и для вас выполнение внешней работы … – она же становится трудной, если вы не хотите её делать. А если вы не хотите её делать, значит вы хотите делать что-то другое: у вас есть другое желание – вот оно вам не даёт вкладываться; вам это – ну противно становится. И отсюда сложности с внешней работой. Если вы находитесь в принятии, если вы можете …, если вы совершенно осознанно … – вы понимаете, для чего вам эта работа нужна; если она, например, обеспечивает вас деньгами; либо она даёт вам возможность реализовать какие-то свои качества, способности – то, что в ней плохого?

Здесь, на людей, понимаете …. В одной книге суфийского учителя, в его речах к ученикам, я встретил фразу, что мы … – суфии служат людям. Я не могу с этим согласиться – это неправильная очень постановка вопроса. Суфии служат Богу; а вот через это служение они, так или иначе, служат людям – это уже другая история немножко. Понимаете: поставить в центр человека или поставить в центр Бога. Вы будете делать всё ту же работу; вы будете делать её с иным качеством, если вы изменитесь; вы вполне можете продолжать заниматься тем, чем вы занимаетесь – вы будете делать это гораздо эффективнее, как правило. Вот про эффективность я здесь говорил – как цель. Эффективность приходит – безусловно. Вы начинаете …, вы перестаёте делать лишние вещи – в первую очередь; начинаете глубже видеть, начинаете ясно понимать – и отсюда вы начинаете действовать нестандартно: не так, как, когда вы ограничены рамками ума.

 

Я ещё уточню, если можно. Если говорить о такой вещи, как увлечённость: если человек увлечён какой-то задачей: ну, предположим, творческой – то на теперешнем уровне я всё ещё воспринимаю это как некий конфликт, когда ты выбираешь между земным и …

Здесь нет конфликта – это конфликт в уме. Конфликт между земным и Божественным – это всегда конфликт ума: нигде больше его нет.

 

То есть, если он увлечён тем, что он делает, – он может это делать во Имя Бога?

Понимаете, не обязательно во Имя Бога. Он будет …. Если у вас внутри есть некий Свет, если вы уже …, если у вас есть уровень осознанности – вы будете это вносить во всё, что вы делаете. Какой бы вы деятельностью ни занимались – на любой деятельности это отразится.

Я много лет работал врачом и, так сказать, уже и группы вёл – одно другому не мешало нисколько. Более того, это … – мой опыт помогал мне. Сейчас есть среди, так сказать, искателей, люди, которые ехидно заявляют, что он больше психотерапевт, чем суфий. Это всегда смешно слышать, потому что суфий – это не профессия, дорогие друзья. Это немножко другое, и не надо путать одно с другим, что называется.

 

Извините, я просто хотела попросить: не могли бы Вы на примерах, – учитывая обилие людей, учеников, с которыми Вам доводилось общаться, – привести какое-то количество примеров. Разобрать на примерах, какие у людей вообще бывают цели, когда они приходят, и куда эти цели их заводят? Потому что каждый из своего личного опыта исходит и что-то может вообще не приходить в голову. Ну что, в смысле: диапазон вообще, поисков, вариантов, ошибок и так далее – просто какие-то конкретные примеры ….

Ну, пожалуйста. Есть люди, которые хотят расширить своё восприятие. То есть они хотят … – у них есть некое ощущение энергии внутри; они иногда чувствуют какие-то энергии и они хотели бы научиться их лучше чувствовать, научиться как-то управлять ими; и, в общем, стать экстрасенсом, если уж так говорить, – пожалуйста, вот вам один пример.

Другой пример. Люди, которые хотят сохранить себя максимально дольше, например, и получить бессмертие: то есть вечную жизнь, например, в том мире, или в этом – ну, какую-нибудь. Такое вот …, цель … – ну, в общем в основе страх смерти и цель сохранить себя, – абсолютно эгоистическая изначально, – сохранить себя максимально дольше; и, вот, интересуются бессмертием и так далее.

Цель, например, получить знания. Получить знания об устройстве мира, о тонких планах реальности, – это всё реальные я называю цели: люди мне, так сказать, которые излагали, – и понять – то есть накачать свой ум. Обрести некое знание о том …, о взаимодействиях: почему происходят какие-то вещи в этом мире, почему они происходят; как там – что там на тонких планах творится, как они взаимодействуют. То есть создать у себя в уме фактически большую картину, красивую; и насытить как раз свой ум – и опять от эго история. Ну и первая история про экстрасенсов тоже от эго, в общем. Это всё опять вот: я не такой как все, я ощущаю энергии, – вот таких я наслушался историй вагон, – мне снятся яркие сны; я вижу энергии, которые двигаются по рукам у меня; я вижу Вашу энергию. И сейчас я всё больше получаю подобных сообщений. Поэтому тут – это очень узкая цель, абсолютно: накачать, развить восприятие и превратиться в человека, который всё чувствует, и про каждого может рассказать чего-нибудь плохое.

 

Скажите, что в таком случае делать, если люди не осознают неадекватность своей цели и начинают работать, например, со страхом смерти …

Люди с такого рода целями – они застревают на Пути. Они, когда входят в серьёзную работу, им становится сложно, потому что их мотивация – она вот: один хотел бы накачивать ум и всё время начитывать тексты большие, важные, и получать какое-то знание; а с восприятием работать не готов, потому что, если он хочет, например, познать тонкие планы, ему надо вообще развить очень серьёзное восприятие, а для этого надо серьёзно поработать.

Те, кто хотят просто ощущать энергии – не готовы поработать с подавленностями, как правило, потому что неинтересно. Они уже ощущают, а вот чтобы их ощущения стали ещё острее – нужно очистить эфирное тело. Не готовы, потому что: ну, уже же вот, ну дайте мне технику, чтобы я просто начал бы чувствовать ауру у всех, состояния; ну видеть её не … Господи прости! – (смех в зале) это я не в ту сторону, надо в эту было …. И так далее.

Они упираются в то, что их цель вот как раз эгоистична, и она такая – сказочная. Люди же очень часто выбирают себе цели вообще, которые к реальности имеют мало отношения; хотят питаться праной, например; люди, знаете, хотят стать праноедами, жить независимо от тела – ну фантазии, нездоровые причём. И так далее.

То есть такого рода вещей, такого рода целей – они встречаются постоянно. После того, как я обозначил более-менее в книгах наш вообще Путь, и подход, и позицию – сейчас стали приходить люди, которые уже более-менее с адекватными целями; которые уже понимают, которые прочитали и готовы работать; а раньше-то было всё, что угодно. Так что это возможно.

 

А может ли необходимость выбора цели быть продиктована не эго, а быть откуда-то из другой точки?

Необходимость в выборе цели – это когда та самая ситуация, про которую я рассказывал: когда вы осознали, что этот мир …. Эго же заточено на мир. Эго вот: показывать чудеса, быть лучше других – оно завязано на людей. Когда вы поняли, что этот мир: вы не можете себя в нём насытить – люди, мнение людей становится уже, в общем, не очень важным. И эго здесь не за что держаться – и тогда ваш поиск становится всё более истинным. И вот эта необходимость найти нечто иное …. Но такого рода цели: прямое, вот сразу, понимание какое-то – там всё равно эгоистический оттенок всегда будет. Потому что пока эго существует, оно будет вносить – ум будет вносить свои коррективы, пока вы не вышли, так сказать, за его пределы, и он перестал влиять на всё. Но, как правило, с такими зрелыми целями приходят люди, которые в поиск приходят уже прожив: имея определённый опыт, имея внешнюю реализацию; достигнув определённого успеха в мире; получив опыт, что это, в общем, не совсем то – вот они уже так приходят. Более зрелые люди – они приходят уже с меньшими мотивами и с пониманием, что надо с этим работать, в общем, серьёзно. Поэтому так бывает, вполне.

 

А смена? Допустим, приходит человек – условно, мотивация эгоистичная была; потом он поработал и приходит к такой точке, где должна произойти смена целей.

Понимаете, смена целей у вас может произойти, даже если вы просто ясно посмотрите на свои мотивы. Вот вы посмотрите, – как я это вначале рассказывал, – чего вы хотите на самом деле, какого состояния вы ищете – и само по себе это осознание может вам дать понять, что цель вы выбрали, ну не совсем подходящую; что она – вы увидите, откуда она, что вам нужно, что вы хотите в себе насытить или изменить.

На Пути цель меняется, конечно. Когда вы проходите …. Вы работаете с желаниями – часть желаний у вас уходит. Вы вдруг видите, что предыдущая цель – она была на них завязана. И вы снова смотрите на свою необходимость. И тогда вы – цель становится для вас более точно сформулирована: как раз менее эгоистическая и так далее. Но мы в своей работе сразу ориентируем на служение: то есть на то, что наиболее верный подход. Мы не навязываем цели, в общем. У нас люди определяют поначалу свои цели сами, а я уже просто говорю, что реально достигнуть, что – нет.

 

А Вы не могли бы посоветовать, как, допустим, – пошагово может быть даже, – как человеку вот сесть и разобраться со своими целями?

Как разобраться со своими целями? Это несложно. Возьмите …. Сядьте, возьмите лист бумаги и напишите на нём то, чего бы вы хотели, например, достигнуть. Если это состояние святого, например. Нормальное состояние святого — это, между прочим, стигматы везде, если уж так, в христианство, например, посмотреть.

А дальше расшифровывайте. Может быть, у вас несколько вариантов будет. А дальше идите по вот этой цепочке. Или вы ищете просветления: расшифровывайте – какие представления, что вы подразумеваете под этим понятием. Например, в индуизме есть такое распространённое представление, что просветлённый – он всё знает обо всём на свете; пожалуйста. Есть понятие, что, если вы в присутствии, дорогие друзья …. Как заманить людей, вы знаете, на открытые встречи, на сатсанги – сказать вам, если вы вдруг захотите собрать сами чего-нибудь такое? Надо распространить о себе слух, что одно даже – один час в вашем присутствии стирает всю вашу негативную карму, ну например; там можно от этого – можно ещё придумать.

 

А второй час для чего? (смех в зале)

Второй час – для образования …. Второй час – образование положительной кармы: когда негативная стёрлась, вы начинаете здесь ещё и позитивную карму, которая в будущих ста тысячах жизней будет вас вести в нужном направлении.

То есть, какие представления у вас о просветлении: любовь ли это, блаженство ли это, спокойствие ли это, что ещё; что вы ищете – вы из этого увидите, что вы на самом деле хотите. Вот это вот напишите и посмотрите внимательно, в чём вы нуждаетесь; и посмотрите, почему вам этого хочется, в чём ваша ненасыщенность.

Если вы ищете спокойствия – значит вас мучает тревога, значит вас мучает страх; значит вам надо поработать со страхами вообще, в первую очередь, по-хорошему.

Если вам хочется развить сверхспособности – значит ваше эго неудовлетворено, значит оно ищет особенности, потому что, если вам хочется сделаться чудотворцем …. Для чего люди делаются чудотворцами – для того, чтобы служить людям: собрать пять тысяч человек и накормить их двумя хлебами; и чтобы про тебя потом писали все и думали две тысячи лет, кто ты был такой. Понимаете? Это эго в чистом виде, надо с ним … – можно отработать эту тему другим образом. И так далее.

То есть вот так разбирается. Надо разобрать, к какому состоянию вы стремитесь, что вы в этом состоянии ищете. Какое название будет этого состояния – не имеет значения ровно; а вот что вы хотите в нём получить – это будет говорить о вас, о вашей истинной потребности, о вашей истиной необходимости.

Если вы хотите исчезнуть вообще – то вы сами себе во как надоели. Это очень полезно – усталость от себя — это очень полезно на определённом этапе Пути. Когда у вас возникает усталость от себя на Пути – вы готовы к сдаче воли, вы вот созрели. Это очень помогает: освободиться от собственной воли и принять Волю Высшего – очень помогает. Но если это возникает рано, – желание избавиться от себя совсем, – то вы будете искать способов каких-нибудь таких, которые вам мгновенно это решат. Это сложно – такое решение найти. Но надо разобраться с собой: почему вам с собой так некомфортно, почему вы так вот от себя устали; что у вас внутри: какое у вас напряжение внутри вас гонит всё время – от него надо избавиться.

Понимаете, любая наша цель говорит о нас; говорит о том, что – какая у вас проблема внутри; что вы пытаетесь разрешить, когда вы движетесь к этой Высшей Цели. И когда вы её разрешите, когда вы с этим поработаете, вот тогда, – если уж у вас останется стремление к Истине, – то это будет стремление к Истине ради Истины. Не ради того, чтобы вы скомпенсировались, не ради того, чтобы ваше эго было украшено, не ради того, чтобы выступать с умным лицом, писать …, а: на форумах писать, всех уличать в этой самой – в том, что у них Истины нет, а у вас есть и так далее. То есть, вот так это происходит.

 

А что значит анализировать – это значит, что я через ум …?

Через ум. А где цель-то – в уме формулируется; через что её анализировать, хочется узнать. Но вы косвенным образом можете прийти как раз к видению того, что … – к видению своей неудовлетворённости: откуда она. Если она в уме, так надо работать с умом; если она глубже, – эта неудовлетворённость, – это другой разговор. Бывает очень глубокая неудовлетворённость искателя. Все настоящие искатели – они с этой неудовлетворённостью живут, но иногда не могут сформулировать; иногда у них очень всё запутано из-за того, что они мечутся, у них подавленные …. Они же, – искатели, – в основном чувствительные натуры; у них повышенное восприятие; они остро – острее, иногда, чувствуют какие-то вещи, чем другие люди; от этого у них психотравмы всё время возникают; и они очень бывают в запутанном положении – к началу своего Пути.

 

Эта неудовлетворённость, с которой искатель живёт, которая его мучает – она извне или это нечто какое-то внутреннее …?

Неудовлетворённость – внутри. Извне неудовлетворённости не может быть. Неудовлетворённость извне – это очень холодно или очень жарко, и вам становится – дискомфорт у вас появляется. Если вы долго пребываете в этом дискомфорте, у вас неудовлетворённость уже появляется внутри, но просто вам плохо – вот это извне приходит.

То, что касается неудовлетворённости, связанной с поиском, с целью, с какими-то такими вещами – это всегда внутреннее. Ну понятно, что вы просто в этом мире … она идёт тоже снаружи – вы не можете себя приложить в этом мире так, чтобы её снять.

 

Ну вот, допустим эта детализация: то есть у меня есть цели, я её расписываю, я вижу, что все цели – они идут от эго. Вот этот момент скомпенсированности непонятен: ну вот, допустим, я хочу того, того, силы; я иду этим путём, обретаю, скомпенсировался – я выпадаю из поиска?

Конечно, вы выпадаете из поиска – вы начинаете учить других, как приобрести силу.

 

А зачем это нужно?

И дальше вы наращиваете силу; и дальше вы уже так потом живете. Очень много людей, которые скомпенсировались в работе над собой; они, как только компенсируются, – они уходят из группы через некоторое время. Это немало таких случаев у нас было.

 

То есть о том наивысшем предназначении тут речи не идёт, получается; что человек, как … – он в клубок свернулся и смысл его существования просто в другом?

Да, да.

Но он и искал компенсации изначально. То есть вот эта неудовлетворённость …. Я же говорю, что, если вы сразу разберётесь со своей неудовлетворённостью – вы можете сэкономить время, если вы начнёте сразу с ней работать. А методов работы, – через ту же осознанность, – со своими внутренними проблемами – их много; и вы тогда можете не тратить время; не создавать себе иллюзию, что вы духовный искатель. Вам нужна компенсация: вы её неудовлетворённость сняли, отработали страхи там, поработали с какими-то желаниями, и всё – и этого достаточно становится.

 

Получается, что эта неудовлетворённость – она мне не принадлежит? То есть она откуда-то изначально была: она может просто быть в одном случае, что это поиск Истины, а в другом случае – компенсация?

Нет, неудовлетворённость, которая приводит к Истине – она всё-таки глубже. Эта неудовлетворённость очень глубокая, и она …. Я говорю, что её нельзя насытить этим миром. Когда вы разбираетесь со страхами и желаниями – она не уходит: у вас всё равно остаётся эта потребность в ином, потребность в другом бытии.

 

Она значит не у каждого – эта потребность?

Такая глубокая – не у каждого, конечно. Поэтому я с этого и начал, что разберитесь: какого состояния вы ищете – вы можете реально сэкономить время. Другое дело, что, если вы поработали с этим, вы изменили, и эта ваша неудовлетворённость ушла – там может проявиться тогда более глубокая неудовлетворённость. Оно так и очищается – вы так к этому и приходите, постепенно.